Валюта

Японцы относятся к питанию с большим уважением.  Поесть любят вкусно,  достаточно часто и много.  И в то же время в меру, культа из еды не делают. Среди японцев практически не встречается очень толстых людей, и это говорит о том, что большинство японцев разумно подходят к вопросам питания. Свидетельством тому их знаменитое долголетие, стройность и, пожалуй, успехи во многих интеллектуальных и культурных областях.

Японская кухня принципиально отличается от европейской как соотношением элементов трапезы и их приготовлением, так и сервировкой и способом еды.

В традиционной японской трапезе вареный рис сопровождается рядом кушаний - приправ, каждое из которых несложно по составу и подаётся чаще всего в малообработанном виде, например слегка отваренном, квашеном(овощи) или просто сыром(рыба), но, как правило, размельчённом(мелконарезанном).

Пища японцев преимущественно растительная. Они едят много риса и разнообразных блюд, в состав которых входит рис. Овощи и морепродукты также занимают одно из главных мест в структуре питания.

Один из основных принципов японской кухни: готовить надо так, чтобы не изменять вкус продукта, а наоборот, выявлять, подчёркивать его истинные достоинства. Поэтому,  для традиционной японской кухни обязательны свежие ингредиенты.

Важное место в японской кухне уделяется эстетике пищи. Красиво разместить пищу на тарелке, украсить цветочком, листочком, веточкой, разнообразно и фигурно нарезать продукты - всё это соблюдается даже в повседневных трапезах.

Японцы обычно едят три раза в день. Традиционный завтрак чаще всего состоит из варенного рассыпчатого риса(гохан) и закусок к нему, которые сопровождаются соевым соусом(сею). Во время приготовления, рис никогда не перемешивают и не соля, поэтому к нему подают острые закуски(солёные и сладкие). Эти закуски можно разделить на «аэмоно», т. е. продукты с добавлением специй, «хитасимоно»  -  зелёные овощи, проваренные в сое, «цукемоно» - различные маринады, «цукудани»  -  консервированные в сое продукты, «суномоно» - продукты, приправленные уксусом и т. д.

По Японской народной традиции, в день должны быть три трапезы, каждая из которых включает три чашки риса. Асамэси - завтрак, Хирумэси - обед, Баммэси - ужин. В состав завтрака, который обычно бывает довольно плотным , включается суп. Особенно популярен мисо - суп. За обедом чаще обходится без супа.

Ужин включает несколько более обильные дополнения к рису - овощи, рыба, мясо - и чашку супа.

Обычно ни одна трапеза не обходится без чая. Классическая японская система трапез может быть охарактеризована как плотный завтрак, скудный второй завтрак и обильный обед.

Примерное меню рядового японца обычно включает следующие блюда: На завтрак - рис, суп с овощами и соевым творогом, омлет, чай; На обед(второй завтрак) - рис, жареная рыба, отварные или свежие овощи со специями, чай; На ужин - рис, светлый суп с луком, жареная рыба или мясо, тёртый редис - дайкон, отварные овощи, чай.

Для того, чтобы разнообразить свой стол, японцы подают одновременно большое число разных блюд и закусок даже при обыденных трапезах. Однако каждый вид закуски подаётся в очень небольшом количестве, и только объём риса остаётся неизменным.

Рис и заменяющие его в некоторых случаях крахмалистые продукты, например лапша, называются «сюсёку» - основной пищей. Все прочие виды продуктов - мясные, овощные, рыбные - входили в категорию дополнительной пищи - «фукусёку» -  и рассматривались главным образом как вкусовые ингредиенты, без которых в крайнем случае можно обойтись.

Отваренный рис служит основой для приготовления целого ряда закусочных, праздничных и церемониальных блюд. Так, из слегка забродившего, подквашенного риса приготовляются суши.

Суши - образец чистоты и свежести вкуса - сегодня популярны во всём мире. Это и закуска, и основное блюдо званого обеда, и превосходное угощение для «шведского стола» или фуршета.

Сочетание риса с традиционными ингредиентами - дарами моря и овощами - позволяет создавать разнообразные вкусовые комбинации, а добавление специй и пряных трав или новых компонентов внесёт в это блюдо ноту утончённости и изысканности.

Суши конечно, в моде, они великолепны , вкусны, но, чтобы приготовить это блюдо, нужно быть суши - мастером!

Самое важное в суши - это развитие своего собственного стиля и эстетики.

Полезны ли суши? Учёные доказали, что морские водоросли(особенно нори) содержат впечатляющее количество белка, кальция, весь комплекс витаминов группы В, витамин А  и другие витамины и минералы. Кроме водорослей, мы кладём на суши - рис и множество других небесполезных ингредиентов.

Японская еда может стать нездоровой, если вы используете несвежие ингредиенты или кладёте в них слишком много сахара, соли или масла. Поэтому помните - всё, что вы едите, может быть как полезным, так и вредным, и зависит это от продуктов, способа их приготовления и даже от  того, как вы едите.

Суши - древнее искусство, которое придумали для хранения продуктов. Историки кулинарного искусства считают родиной суши Юго - Восточную Азию или Китай, а жители Таиланда и Лаоса заквашивали рис и рыбу уже в 500 г.  до н. э.  В Японии(794 - 1185 г. г. )для этого использовали только маринованную рыбу и дары моря, а рис добавили только в 17 веке, для того, чтобы брожение пошло быстрее, после чего выбрасывали!!!И только в середине эпохи эдо, в 1700 г.  древние обнаружили, что рис с уксусом очень вкусен, и началась история суши, которыми мы наслаждаемся до сих пор.

Кроме риса к числу крахмалистых блюд японской кухни относятся, прежде всего, различные виды лапши(«удон»), которая употребляется в супах, как составной компонент в сложных блюдах и как самостоятельное блюдо, обычно в жидком соусе, с добавлением различных приправ.

В рацион японцев входят рыба и морепродукты, водоросли и овощи, а также продукты из сои, которую часто называют «белым мясом», потому что в ней содержится 35% белка. Самым распространённым из соевых продуктов является «тофу» - творог из бобов сои. Тофу очень популярное блюдо. Его едят вместе с рисом, макая небольшие кубики тофу в соевый соус, так как сам по себе он почти безвкусен. Тофу жарят, кладут в суп. В сочетании с рисом он снабжает организм полным набором необходимых аминокислот.

Невозможно представить себе японскую кухню и без такого продукта как «мисо». Это полужидкая масса, получаемая из вареных и раздавленных бобов в которые для брожения добавляют соль, солод и хлебные дрожжи.  Из него приготовляются супы.

Доля бобовых продуктов в японской кухне весьма значительна. Кроме соевых,  мисо и тофу готовят блюда из фасоли, в частности различные фасолевые похлёбки, часто сладкие, в которые кладут галушки. Поджаренные зёрна арахиса, сухие или подсушенные зёрна гороха служат любимой закуской к спиртным напиткам, особенно к пиву.

Япония отличается исключительным разнообразием овощных культур. Здесь растут почти все овощные культуры тропического пояса, а также большое количество специфических культур, неизвестных за пределами Японии или Дальнего Востока.

Солёные и квашеные овощи широко используются для изготовления супов и других блюд.

Из наиболее употребительных растительных продуктов кроме общих с европейской кухней следует отметить: «гобо»(корень садового репейника), «сатоимо»(таро), «хакуса»(китайская салатная капуста), «удо»(разновидность сельдерея), «нэги»(японский лук порей), «сюнгику»(листовая хризентема), «сисо»(пряная зелень типа чабера), «кабу»(столовый турнепс), «нанохана»(соцветия рапса), «кинкаи»(мелкий лимончик), «гиннан»(орех гинко).

Японцы употребляют в пищу разнообразные морские водоросли, грибы, многие виды дикорастущих растений.

Раньше съедобные водоросли собирали практически вдоль всего побережья страны; они служили существенной добавкой к столу как бедного рыбака, так и богатого вельможи. Японцы первыми в мире стали искусственно выращивать полюбившиеся им «морские овощи».

Благодаря исследованиям учёных выяснилось, что водоросли содержат в себе витаминов и необходимых для человеческого организма минералов даже больше, чем любая огородная зелень или зерновые. А с точки зрения геронтологов, именно в морских водорослях заложен секрет человеческого долголетия.

Обязательной составной частью многих японских кондитерских изделий является «кантэн» - желатиноподобный застывший отвар водоросли «тэнгуса».

Значительная часть овощей помимо того, что является составной частью горячих блюд, используется в свежем виде, как основной продукт или в составе салатов. Кроме того, почти все салатные овощи могут входить и в горячие блюда: листья салата часто бросают в суп, а огурцы иногда подают в вареном или тушёном виде. Существует много сортов салатов, но основные приготовляются из редьки, редиса и зелени.

Многие овощи выращиваются и используются исключительно для специальных приправ или блюд. Остроту пище придают горчица, красный перец, «васаби»(японский хрен), листья и плоды «сисо», листья и плоды «сансё»(японского перца), японский чеснок, имбирь. Очень популярен имбирный корень «сёга», который употребляется как пряность при приготовлении различных блюд, а также подаётся к столу квашеным(мелко нарезанным) как приправа, особенно к суши.

В отличие от овощей, фрукты и отчасти орехи не являются органической частью японской кухни, а рассматриваются как лакомство. Для Японии не характерны специфические приёмы консервирования плодов и приготовления фруктовых сладостей.

Традиционные сладости делаются из сахара, рисового теста, бобового теста, масличных семян, корневищ и тому подобных зерно - овощных продуктов, а также желатина. С желатином готовятся различные виды «ёкан» - японского мармелада. Фрукты же в основном употребляются в свежем виде по сезону, кроме мелких слив; их используют как составную часть солёных маринадов.

Следующее по значению место в питании после растительных продуктов занимает рыба. Японии принадлежит первое место в мире по добыче рыбы, которая является основным источником протеинов.

Невозможно представить японскую национальную кухню без бульона «даши».  Он очень широко используется при приготовлении самых разных блюд.  Бульон «даши», служащий основой для большинства супов, многих соусов, представляет собой отвар стружек сушёной рыбы - «кацуобуси» и водорослей.

Очень известное и любимое японцами блюдо «тэмпура» - кусочки рыбы, морепродуктов, мяса или овощей в кляре из воды и муки, обжаренные в кипящем масле.

Японцы в основном едят морскую рыбу, поскольку пресноводной в стране вылавливается немного и ценится она высоко. Особым деликатесом считается жареная речная рыба «аю».

Распространённым и высокоценным блюдом являются угри «унаги».  Такие специфические блюда редко готовят дома, обычно этим занимаются специализированные заведения.

Икра разных рыб тоже используется в японской кухне. Икра лососевых - «судзуко» - употребляется как закуска, а селёдочная икра - при изготовлении обязательных праздничных блюд, особенно на Новый год.

Море пополняет пищевой рацион японцев не только одной рыбой и съедобными водорослями. В пищу используются разнообразные морские животные: различные виды моллюсков, сушенных и свежих трепангов, кальмаров, осьминогов, свежих, сушёных, солёных и консервированных креветок, крабов, лангустов и др.

Моллюсков едят сырыми или в вареном виде, обычно в составе других, более сложных блюд. Головоногих - кальмаров, осьминогов - едят в сыром, вареном и жареном виде, обычно как самостоятельное блюдо. Лакомством считается молодь осьминогов, сваренная в соусе и смазанная горчицей.

Следует отметить одно распространённое мнение о японской кухне, часто высказываемое и самими японцами(в особенности в книгах для европейцев), что главное в ней заключается не во вкусовых качествах блюд, а в зрительном восприятии их, в изяществе сервировки, в подборе цветовых сочетаний продуктов. В подготовке праздничного обеда или обеда для гостей сервировке уделяется исключительно большое внимание. Бесспорно, японцы (главным образом японки) и эту область быта превратили в своеобразное прикладное искусство и достигли в ней большой изысканности

Из домашней птицы приготовляют «яки - тори» - шашлычки из небольших кусочков курятины насаженных вместе с кусочками печени и лука на маленькие бамбуковые шампуры.

Мясо домашнего скота японцы употребляют гораздо меньше, чем мясо птицы. Телятина и говядина употребляются чаще, но стоят очень дорого. Свинина и баранина распространены меньше и употребляются в Японии в основном для приготовления блюд западной кухни.

Для придания пище новых вкусовых оттенков используется ряд жидких продуктов. Помимо мисо и соевого соуса - это уксус, рисовое вино «саке», мирин(на основе саке в виде сиропа) и «даши».

Макание кусочка пищи в жидкую приправу - характерный навык для японского питания. Обедающий  держит в левой руке чашку с рисом, откуда палочками, зажатыми в правой руке, захватывает небольшое количество риса. Теми же палочками он берёт с отдельной тарелочки мелкие кусочки дополнительного кушанья и макает их в чашку с жидкой приправой.

Молочные продукты до появления на островах европейцев в пищу не употреблялись и начали входить в рацион японцев лишь сравнительно недавно. На улицах торгуют мороженым и молочными коктейлями. В связи с этим животноводство в японской деревне приняло молочное направление.

Наиболее популярный напиток - чай, и пьют его без сахара. Чаепитие в Японии проходит в строгом соответствии с установленным порядком, соблюдение которого настолько важно, что девушки перед замужеством поступают в школу, где им рассказывают, как должны вести себя хозяйка и гости, учат подбирать и расставлять посуду, держать чашку, чайник, приветствовать и рассаживать гостей и т. д.

Церемониальное чаепитие  - «тяною», возникшее в средние века под влиянием эстетики дзен, продолжает пользоваться у японцев большой популярностью.

Питьё чая или саке, когда оно происходит не как дополнение к трапезе, а специально, обставляется сложным церемониалом, выработанным на протяжении столетий.

Среди европейцев широко распространено заблуждение, что саке - это рисовая водка. Саке - это вино, которое традиционно готовится только из риса и является продуктом его брожения, а не перегонки. Саке - это чистый, бесцветный, немного тягучий сладковатый напиток. Содержание алкоголя в нём составляет примерно 15 - 16 %. По мнению японцев, качественное саке должно сочетать в себе совершенно разные, даже противоречащие друг другу вкусовые оттенки: сладость и кислинку, горчинку, остроту и вязкость. Перед употреблением саке обычно подогревают, хотя многие любят пить его охлаждённым.

Саке - древнейший японский напиток, который часто упоминается в мифах и летописях. Иероглиф «саке» встречается во многих географических названиях и фамилиях японцев. История этого напитка уходит в глубь веков. В японской мифологии существуют божества рисового вина, чем - то напоминающего греческого бога Бахуса. Национальные праздники в синоистских храмах начинаются торжественным обрядом откупоривания кипарисового бочонка саке.

Сначала производство саке было привилегией императорских дворов, затем буддийских монастырей и лишь в середине века саке для своих нужд стали производить христианские хозяйства.

Производство саке на продажу стало налаживаться с наступлением эпохи Эдо. (1600 - 1868 г. ). Сначала его готовили только в определённые месяцы года. Наиболее благоприятными считались январь и февраль. Лучшее саке, созданное в это время, называлось «кударидзаке», его заливали в бочонки, изготовленные из древесины криптомерий, и отправляли на судах в Эдо.

Традиционным центром изготовления саке стал район Кинки. Вообще саке производится по всей стране - в каждой местности свой сорт. Сегодня в Японии зарегистрировано около трёх тысяч производителей этого напитка.

 Кроме  саке в Японии пьют ещё один более крепкий напиток - «сётю». Он вдвое крепче саке, но несколько грубее по своим вкусовым качествам и грубее.

             Широко распространён в Японии и такой напиток, как пиво. Первое японское пиво было выпущено в продажу в 1873 г.  Достаточно быстро темпы производства пива стали нарастать и вскоре составили конкуренцию традиционному саке. Наиболее популярные сорта:  «АСАХИ»,  «КИРИН»,  «САППОРО».

             Следом за пивом на японском рынке появилось виски.

             Расцвет виноделия начался в начале ХХ в.  во время русско - японская войны, когда офицеры японской армии познакомились с трофейными иностранными винами. В настоящее время доля потребления вина по сравнению с другими спиртными напитками относительно невелика.

             В целом, японская кухня - вкусная, лёгкая, ароматная, гармоничная, ненавязчивая и богатая кулинарными сюрпризами.

 

 

                                                          ХАШИ – ПАЛОЧКИ ДЛЯ ЕДЫ

 

Хаши в Японии изготовляются,  главным образом,  из дерева - длинные, тонкие, с заострёнными концами. Костяные и пластмассовые палочки, обычные в Китае и Юго - Восточной Азии, для Японии менее характерны. В домашнем быту употребляются хаси из крашеного и лакированного дерева круглого или квадратного сечения, соответственно похожие на коническое или пирамидальное остриё. Хаши,  которыми японцы пользуются в местах общественного питания, обычно изготовлены из некрашеного гладкого обструганного дерева. Они рассчитаны на одноразовое употребление и подаются вместе с блюдом в стерильном запечатанном бумажном конверте, украшенном названием  и эмблемами фирмы.

Обычно хаши кладут поперёк перед прибором, горизонтально, заострёнными концами они смотрят влево; кладут и на подставку заострёнными концами вверх.

 

При пользовании палочками «хаши» следует соблюдать целый ряд правил:

 

 -  никогда не втыкать палочки в еду, особенно в рис; это признак очень дурного тона;

 -  класть их острыми концами влево(когда они не используются);

 -  не подносить чашку или тарелку слишком близко ко рту и не сгребать в рот пищу при помощи палочек; это некрасиво и неприлично;

 -  не «бродить» бесцельно палочками вокруг еды;

 -  никогда не передавать еду палочками другому человеку непосредственно;

 -  не класть палочки поперёк чашки;

 -  не накалывать пищу на палочки;

 -  стараться не капать соусом ни с палочек, ни с пищи;

 -  никогда не облизывать палочки;

 -  никогда не указывать палочками на что - либо или кого - либо и не размахивать ими в воздухе;

 -  не подтягивать к себе блюда при помощи палочек; всегда брать его в руки;

 -  никогда не стучать палочками по чашке или тарелке с цклью привлечь к себе чьё - то внимание;

 -  не «рисовать» палочками на столе;

 -  не зажимать две палочки в кулаке; японцы воспринимают этот жест как угрожающий.

 

 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ

 

Приём пищи у японцев -  сложный и обязательный ритуал. Следуя ему, становятся на колени или садятся на циновку, белоснежными салфетками вытирают лицо и руки, и лишь затем погружают палочки в просвечивающиеся фарфоровые чашки с пищей. Твёрдую пищу едят палочками хаши, а жидкую пьют из пиал. Приглашённых обслуживают в порядке старшинства.

Ножом и вилкой стараются пользоваться исключительно для европейской еды. Ложки используются только для некоторых японских блюд, например для донбури или риса - карэ.

Самый главный инструмент, используемый при приёме пищи - это палочки хаши.

Если еда подаётся в чашке, накрытой крышкой, то после еды следует снова накрыть чашку крышкой.

Японская посуда специально конструировалась для того, чтобы её было удобно держать в одной руке. Это особенно важная часть этикета -  поднять чашку на уровень груди, когда пьёте суп или едите рис.

Жареную  рыбу чаще всего подают на больших тарелках или блюдах, и её можно не поднимать.

Чтобы правильно съесть суп, сначала следует выпить бульон, а затем палочками съесть содержимое. Некоторые супы, однако, едят при помощи керамической ложки.

Когда едите суп или лапшу - хлебать и хлюпать - прилично. Японцы считают это вполне приемлемым.

Если едите темпуру, сашими, суши или любое другое блюдо, которое макают в соус, прежде чем съесть, в левую руку следует взять тарелочку с соусом и приподнять её.

Когда едите суши, налейте немного соевого соуса в специальное блюдечко. Возьмите суши, переверните на бок и возьмите его снова так, чтобы вы могли макнуть рыбу в сою. Обычно один суши едят целиком. Вы можете есть суши как руками, так и палочками, женщины всегда едят суши палочками.

Чтобы правильно съесть сашими, нужно налить немного соевого соуса в блюдечко, добавить немного васаби и тщательно размешать. Макть каждый кусочек сашими в соус.

Когда пьют саке или пиво, считается хорошим тоном подливать напитки в бокалы сотрапезников, не наливая при этом напиток в свой бокал. Вы должны всегда следить за бокалами на столе и не оставлять их пустыми.

До начала еды полагается сказать «Итадакимасу», что примерно означает «Приятного аппетита». После еды принято говорить «Готисо - сама дэсита», выражая тем самым благодарность хозяину за угощение и за то, что он готовил его.

 

 

          Особенно важно помнить, как не следует вести себя за столом.

 

В Японии не принято самому подливать напитки в свой бокал. Заботьтесь об окружающих, и они в свою очередь должны позаботиться о вас.

Японцы нормально относятся к хлюпающим звукам, сопровождающим поглощение лапши или супа, но отрыгивать за столом не принято.

 

 

 

ЯПОНСКАЯ   ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ

 

Формирование чайной церемонии (тяною) как одного из величайших явлений японской культуры происходило в очень тяжёлое, смутное для страны время, когда междоусобные кровавые войны и распри феодальных кланов делали жизнь людей невыносимой. Чайная церемония возникла под влиянием эстетики и философии дзен - буддизма и стремилась противопоставить настроению безысходности поклонение Красоте.

В те времена властители из военного сословия и богатые торговцы, собираясь для политических и торговых дискуссий, часто пользовались случаем для того, чтобы подать чай. Считалось утончённым удовольствием сидеть на досуге в тихой чайной комнате , отстранившись от жизненных забот и волнений, и внимать звукам воды, кипящей на жаровне. Великий учитель Сэн - но - Рикю возвёл чаепитие в искусство. Он смог развить искусство чайной церемонии в том виде, в котором он это сделал, отчасти из - за существовавшего вышеупомянутого социального фона.

Чайной церемонии присущи две основные черты, развившиеся  при покровительстве Тоётоми - Хидэёси и отражающие его собственную жизнь и характер. Завоевание страны, совершённое Хидэёси, представляло собой покорение провинциальной земледельческой силой как старого центрального правительства, так и его искусства. С одной стороны, утопающие в роскоши помпезные дворцы, а с другой - чайные комнаты, напоминающие своим оформлением простой соломенный сельский дом; и всё же это разнородные, но стороны одной медали. Чайная комната была местом, где правят мир, доверие и дружба, что в те времена как нельзя лучше отвечало желаниям сильных мира сего.

Чайная комната, сооружённая Сэн - но - Рикю, на первый взгляд казалась очень простой и даже слишком маленькой. Но планировалась она самым тщательным образом. Она была оформлена скользящими дверями, покрытыми белоснежной полупрозрачной японской бумагой. Потолок был отделан бамбуком или тростником, а открытая фактура стен высоко ценилась. Опоры в большей своей части были деревянными, сохраняющими свою естественную кору. С целью создать эффект жилища отшельника при оформлении чайной комнаты всё бесполезное убранство и чрезмерные украшения были отброшены.

В ХV - XVI вв. чайная церемония превратилась в своеобразный ритуально - философический мини - спектакль, в котором каждая деталь, предмет, порядок вещей имели своё особое, неповторимое значение.

На самом деле чайная церемония возникла в Китае. Многие источники повествуют о том, что её ввели ещё Лаосцзы. По преданиям, именно они примерно в V в.  до н. э.  предложили ритуал с чашкой «золотого эликсира».

Сегодня чайная церемония - это наиболее самобытное, уникальное искусство. Она играет важную роль в духовной и общественной жизни японцев уже на протяжении нескольких веков.

Классическая тяною - это строго расписанный ритуал, в котором участвует мастер чая (человек, который заваривает и разливает чай) и остальные участники церемонии. По существу мастер чая - это жрец, совершающий чайное действо, остальные - приобщающиеся к нему. У каждого свой определённый стиль поведения, включающий как позу при сидении, так и каждое движение, вплоть до выражения лица и манеры речи.

Во время чаепития произносятся мудрые речи, читаются стихи, рассматриваются произведения искусства. Для каждого случая с особой тщательностью подбираются букеты цветов и специальная посуда для заварки напитка.

Классический ритуал чаепития совершается в специальном садовом домике - тясицу. Конструкция домика и устройство прилегающего к немусада были связаны с эстетическими категориями «саби» и «ваби», обозначающими гармоническое слияние изысканного и простого, спокойного и печального, скрытой красоты, лаконизма и приглушенности красок.

Все известные мастера тяною были приверженцами  дзен - буддизма. Сама процедура церемонии чаепития и устройство садового домика отражали основные идеи дзен. Размер комнаты для чаепития примерно 8 кв. м.

В домике царит полумрак, создающийся слабым светом из небольших окошечек под самым потолком и отражением света от стен, отделанных тёмно - серой глиной. Вся эта обстановка вызывает у гостей ощущение приятного уединения в тени.

Весь интерьер классических чайных домиков в полной мере соответствует эстетическим канонам и национальному характеру японцев.

Участники чайной церемонии проходят к павильону, где проводится чаепитие, по дорожке из камней через маленький сад. В саду возвышаются каменные фонари и просто лежат камни, проросшие мхом. Камни на дорожке должны быть положены как бы случайно, каждый на некотором расстоянии от другого. По мере спокойного  приближения к домику сосредоточение усиливается. Этому способствует старый фонарь, тусклый свет которого освещает дорожку в вечерние и ночные часы, камень – колодец (цукубаи), в выдолбленном углублении хранящий воду для омовения рук и полоскания рта. На таком сосуде - колодце лежал маленький ковшик из бамбука с длинной ручкой. Каждый гость был обязан омыть руки, лицо, прополоскать рот, затем омыть после себя ручку ковшика.

Сосуды с водой - непременная деталь не только чайного сада, но и любого храма. В саду обычно растут сосны, кипарисы, бамбук, вечнозелёный кустарник. Все элементы сада чайной церемонии призваны создавать особое настроение сосредоточенности и отрешённости. В чайной церемонии, по мнению Рикю, всё должно было составлять единый художественный ансамбль.

Особое значение придавалось конструкции чайного домика. Это небольшая комната, в которую ведёт узкий и низкий вход - около 90 см.  в длину и ширину. В идею столь уменьшенного входа в чайный домик был заложен глубокий философический смысл: каждый, кто хочет приобщиться к высокому искусству чайной церемонии, независимо от ранга и чина должен непременно согнуться(преклониться), потому что здесь все равны. Низкий вход не давал также возможности войти внутрь вооружённым - длинные мечи приходилось оставлять за порогом. И это было символично: пусть оставят вас все жизненные невзгоды и мирская суета пусть ничто не волнует ваше сознание здесь, где надо сосредоточиться на прекрасном. Как это принято во всех японских домах, входя в чайный павильон, гости снимали обувь и оставляли её у порога. При входе гости совершают поклон и усаживаются по - японски на циновки.

Соответствующее настроение создаёт и сама обстановка, коотрая на удивление проста и скромна: медный чайник, чашки, бамбуковая мешалка, ящичек для хранения чая и т. п. Японцы не любят ярких блестящих предметов, им импонирует матовость.

Самым важным в интерьере чайного домика считается ниша - токонама. В ней обычно помещался свиток с живописью или с каллиграфической надписью и ставился букет цветов, курильница с благовониями. Токонама располагалась  напротив входа и сразу же привлекала внимание гостей. Свиток для токонамы подбирался с особой тщательностью и был непременным предметом обсуждения во время церемонии.

Подбору цветов, как и свитку,  «хозяин» чайной церемонии уделял особое значение. Считалось, что, как и всё в чайной церемонии, букет должен быть составлен по принципу единства контрастов. Очень часто это был один полевой цветок или одна ветка.

Важное  значение  придаётся освещению тясицу. Как правило, в домике шесть - восемь окошечек, разных по размеру и форме, дающих оптимальное - не слишком яркое и не слишком тусклое - освещение.

Через некоторое время, в течении которого гости могли рассмотреть и оценить предметы в нише, появлялся «хозяин» чайной церемонии(тядзин). Он низко кланялся гостям и садился напротив них, около очага, над которым уже висел котелок с водой. Воду для чая в классическом  тясицу кипятили на угольях из сакуры. Чай заваривался особый - зелёный в порошке. Перед «хозяином» лежали все необходимые предметы чайной утвари: шкатулка с зелёным чаем, чашка и деревянная ложка. Каждый из этих предметов, неся важную эстетическую и философскую нагрузку, зачастую являлся настоящим произведением искусства. Большое значение имели история этих предметов, а также те ассоциации, которые они вызывали.

«Хозяин» спокойно и медленно насыпал в чашку зелёного чая, затем заливал его кипятком. Затем чёткими, сосредоточенными движениями он взбивал эту массу бамбуковым венчиком, пока порошок полностью не растворялся  и не появлялась светло - зелёная матовая пена. Гости молчаливо наблюдали за происходящим таинством, вслушиваясь в ритмическое  постукивание венчика о края чашки. Затем «хозяин» с поклоном передавал чашку главному, самому почётному гостю. Тот медленно, маленькими глотками отпивал чай - зелёную горьковато - тёрпкую, тающую во рту массу - и, неторопливо обтерев края, возвращал чашку «хозяину». Пройдя по кругу, она снова оказывалась у «хозяина».

Чайная церемония и сад учили видеть красоту в обыденном и простом, видеть прекрасное в малом, осознавать высокую ценность всего, что даётся человеку в этой жизни.

В наше время искусством чайной церемонии в основном занимаются женщины. Сейчас нередко чайная церемония проводится не только в чайных павильонах, но и в одной из жилых комнат дома; часто чайной церемонии предшествует угощение. Однако неизменным остаётся дух чайной церемонии: стремление создать обстановку духовности, отойти от суетных, повседневных забот и дел. По – прежнему, чаепитие - это время для бесед о прекрасном, об искусстве, литературе, живописи…

По мнению японцев, чайная церемония воспитывает простоту, естественность, опрятность. Это, конечно, так, но в чайной церемонии заключено и нечто большее. Приобщая людей к точно установленному ритуалу, она приучает их к строгому порядку и безусловному исполнению социальных правил. Чайная церемония является одной из важнейших основ культивирования национальных чувств.  


ГлавнаяГлавная

Корзина  

(пустая)

Контакты

ПРИЕМ ВАШИХ ЗАКАЗОВ
С 9.00 ДО 21.00
ПО ТЕЛЕФОНАМ:
 (044) 23-73-100
 (063) 23-73-100
ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!

Отзыв